Сергей Карев: "МГУ начинает учить инновационному предпринимательству"
На прошлой неделе Президент подписал закон о внесении изменений в Налоговый кодекс. Цель поправок — облегчить налоговое бремя российских инновационных компаний и способствовать более активной разработке и внедрению научно-технических новинок. О том, каких еще шагов от государства ждут инноваторы, рассказывает заместитель начальника управления инновационной политики и организации инновационной деятельности МГУ им. Ломоносова Сергей Карев.
Сергей Анатольевич, поправки в закон соответствуют ожиданиям инноваторов?
— Естественно, налоговые послабления мы воспринимаем со знаком плюс. Это радость, как если бы вместе с заработной платой вам неожиданно выдали премию. Другое дело, что в первую очередь необходимо определиться с тем, кто такие разработчики интеллектуальной собственности и что такое инновационная деятельность, а уже затем говорить о так называемых «научных оффшорах».
Какие еще изменения, на Ваш взгляд, должны быть внесены в законодательную базу?
— Законодательство интересно вдвойне, когда позволяет решать конкретные проблемы. Сегодня МГУ и другие высшие учебные заведения могут коммерциализовать технологию через заказные научно-исследовательские опытные конструкторские разработки (НИОКР). В этом случае вопросов не возникает: заказчик может претендовать на созданную интеллектуальную собственность, предварительно оговорив этот момент в договоре. Но если уже есть определенный результат, на основе которого можно образовать стартап-компанию, все так просто. Государственному вузу надо получить разрешение от органов исполнительной власти на создание такой фирмы, что стоит немалых усилий, и имеет сомнительные перспективы, поскольку на начальном этапе невозможно сказать, выйдет ли вообще компания на рынок.
Наконец, главный камень преткновения. У нас не до конца разработана процедура передачи технологий от вузов и научных организаций промышленным предприятиям. Посудите сами. Чтобы оформить патент, в данном случае я говорю за вуз, необходимо потратить время и средства, однако включить в хозяйственный оборот интеллектуальную собственность, которую защищает этот самый патент, не представляется возможным. Механизмы, прописанные в ряде постановлений, по сути верные, но они не доработаны. Так стоит ли тратить время и средства на защиту интеллектуальной собственности, если потом с этой собственностью ничего нельзя сделать?
Получается, при существующих законах вузам лучше не думать о создании собственных инновационных фирм? Но наукоемкие фирмы, тем не менее, создают…
— При существующем законодательстве проще организовать компанию ученому, как физическому лицу. Мне, как «человеку университета», это просто обидно: почему университет не будет иметь никакой доли в фирме, организованной на базе исследований, которые проводились на площадях университета и на оборудовании, которое предоставлял университет? Конечно, вуз работает, несмотря на явные пробелы в законодательстве. За последние 2,5–3 года усилиями управления инновационной политики МГУ, Научного парка МГУ, Центра трансфера технологии МГУ было организовано около семидесяти малых инновационных компаний. Если хотя бы десять из них через какое-то время останутся на плаву и смогут занять место на рынке, — это будет хороший результат.
Помимо устранения пробелов в законодательстве, какого еще рода поддержка требуется инновационным вузам?
— Государство, бесспорно, может оказать вузам существенную поддержку, и делает определенные шаги в этом направлении. Очень хорошо, например, что организуются центры трансфера технологий. Жаль, что пока никто не думает о том, что в первые 3–5 лет центры трансфера технологий не могут сами себя обеспечивать и уж тем более быть рентабельными. Такие структуры не зарабатывают сразу, это не «купи-продай». Во всем мире в такие центры закачиваются больше деньги, и речь идет о миллионах долларов в год.
Еще одна проблема — отсутствие квалифицированных кадров для инновационной инфраструктуры вузов. Сегодня специалист инновационной компании это, как правило, человек с техническим образованием, имеющий некий опыт работы. Но ведь этого не достаточно. Нужно иметь еще и навыки предпринимателя. МГУ пытается решить эту проблему, мы готовим не только менеджеров, но предпринимателей. В рамках национального проекта «Образование» мы разработали программу «Основы коммерциализации НИОКР» и планируем обучить 280 победителей совместного конкурса Минобрнауки РФ и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе УМНИК (Участник молодежного научно-инновационного конкурса). Первая группа обучающихся была сформирована из студентов Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов», которые к настоящему времени уже прошли программу обучения.
Наталья Быкова, STRF.ru 30 Июля 2007 года
|