«Философия принятия решений»: инновационный продукт.  "Газета «Московский университет» № 22"

 К числу десяти магистерских программ, разработанных на философском факультете в рамках реализации образовательных программ инновационного типа по направлению «Философия», относится такая относительно новая теоретическая дисциплина, как «Философия и методология принятия решений». Несмотря на то, что для широкой аудитории сочетание понятий «философия» и «принятие решений» звучит непривычно, дисциплина весьма востребована при подготовке специалистов самого широкого профиля — работников государственных учреждений, представителей бизнеса и некоммерческих организаций. В конечном счете, убеждены создатели программы, эффективное функционирование всех социальных институтов и направление развития общества в целом зависят от качества решений, принимаемых на всех уровнях человеческой деятельности.

О том, что собой представляет курс, предназначенный для магистров, и каковы его цели, мы беседуем с руководителем данной программы, доктором философских наук профессором Ольгой Дмитриевной Волкогоновой.

— Ольга Дмитриевна, прежде всего, не могли бы вы вкратце ввести в курс дела — каким образом организовано второе высшее образование на философском факультете и каких специалистов готовит факультет? И соответственно, какое место занимает в этой системе программа «Философия принятия решений»?
— В МГУ существует опыт введения магистратуры на целом ряде факультетов. Не всегда он оказывался удачным: многие факультеты, перейдя на новую двухступенчатую систему образования в 1990-х гг., вернулись затем к привычному пятилетнему образованию как более востребованному обществом. Тем не менее, сейчас перед МГУ в рамках Болонского процесса поставлена задача обязательного введения магистратуры как второй ступени образования. Мы надеемся, что она сохранится наряду с привычным для абитуриентов «специалитетом» — пятилетней подготовкой специалистов.
Магистратура — второе образование, которое могут получить студенты. В этом смысле, наша программа «Философия и методология принятия решений» предназначена не только и не столько для тех, кто имеет бакалаврскую степень по философии. Мы составляли свою программу таким образом, чтобы она была полезной и интересной людям, занимающимся самыми разными видами профессиональной деятельности — управлением в области образования, науки, бизнеса, государственного администрирования. Преимущество данной программы в том, что на обучение по ней может поступить человек, имеющий первое образование в области химии, педагогики, экономики и т. д., — предлагаемые нами курсы касаются принятия решений во всех сферах жизни общества.

— Чем обусловлена необходимость включения в эту систему (я имею ввиду магистерские программы) вашей программы?
— Согласитесь, большинство кардинальных изменений в нашей жизни связаны с принятием тех или иных решений. Принятие решения — это всегда выбор альтернативы, то есть одного из возможных способов поведения, и правильная оценка существующих альтернатив, последствий принятого решения, контроль над его исполнением являются залогом успешного развития общества. Принятие решения лежит в основе управления, и это очень ответственный процесс. Наша программа нацелена на то, чтобы управленец умел принимать грамотные, рациональные решения, выполнял свои функции эффективно.

— Неспециалисты могут быть уверены в резонности такого замечания: а можно ли вообще в принципе научить человека принимать решения?
— На самом деле, любое образование как раз и учит человека принимать решения: медики учатся принимать решения в том, как лечить пациента, инженеры — как строить мост или дорогу. Наша программа учит принимать решения более высокого уровня — уровня управления как медицинскими, так и инженерными организациями. Эти решения оказывают на нашу жизнь еще более сильное влияние, социальный масштаб их воздействия больше. Естественной представляется задача специальной подготовки людей к принятию такого рода решений, связанных с высокой степенью ответственности.

— Ольга Дмитриевна, объясните, пожалуйста, как, когда стала очевидной необходимость теоретического осмысления проблемы принятия решений и специального образования в этой области?
— На Западе теории критического мышления, принятия решений давно заняли свое место во многих университетских программах. Разумеется, разрабатывались эти вопросы и в России, но в теории.

— Каковы образовательные цели программы?
— Наша задача — дать студентам представление о процессе принятия решений, его этапах, научить их применять современные методы оценки существующих альтернатив, привить навыки применения существующих теоретических моделей к реальным ситуациям, возникающим в процессе управления. Для этого им дается такая подготовка, результатом которой должны стать умение выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из конкретных задач; способность оценить варианты управленческих решений, предвидеть последствия их реализации на практике; навыки диагностики кризисных сигналов в жизни той или иной организации, — все это для того, чтобы разрабатывать рациональные и эффективные управленческие решения.

— Передо мной учебный план программы. В нем значатся три раздела — национально-региональный компонент, специальные дисциплины и дисциплины и курсы по выбору. Что подразумевает национально-региональный компонент? Специальные дисциплины — какой смысл вкладывается в это понятие?
— На самом деле подразделов в учебном плане больше. Существует так называемый федеральный компонент программы — те дисциплины, которые обязательны для всех магистерских программ. Затем — упомянутый вами национально-региональный компонент, то есть те дисциплины, которые устанавливаются вузом или факультетом. По нашей программе предлагается наиболее общий теоретический курс — «Критическое и творческое мышление», в рамках которого закладываются подходы к принятию логически обоснованных и нестандартных решений в конкретных сферах деятельности для разрешения возникающих профессиональных проблем. Причем мы планируем не только рассказывать студентам о том, что такое критическое мышление, но и погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной. Специальные дисциплины и дисциплины по выбору — это те курсы, которые непосредственно направлены на различные аспекты процесса принятия решений. В рамках нашей программы разработано 18 курсов. Студент вправе сам выбрать их них 13, учитывая уровень собственной подготовки и будущее направление своей деятельности.

— Некоторые из дисциплин, включенных в учебный план, имеют достаточно серьезную теоретическую нагрузку, например, спецкурс «Когнитивные модели принятия решений», «Критическое и творческое мышление». Ведь, например, понятия критического и творческого имеют специфический философский контекст, не совпадающий с тем, как прочитываются эти вроде бы всем известные слова в ситуациях обыденного общения… Не вызывает ли у вас опасение, что это повлечет затруднения в процессе работы с неподготовленными слушателями, поскольку инновационные проекты имеют прикладной характер и не предполагают ознакомление с фундаментальными знаниями?
— Цель программы как раз и состоит в том, чтобы наши студенты научились принимать решения не только на обыденном уровне, но и как эксперты. Честно говоря, не могу представить себе такого образования, которое не вызывало бы интеллектуальных затруднений и существовало бы в рамках уже известного и понятного. Обучение — это всегда труд не только со стороны преподавателей, но и со стороны студентов, это путешествие в неизвестное ранее, в «terra incognita», иначе ему грош цена. Другое дело, что нашей задачей является сделать обучение интересным, найти приемы и методы, помогающие слушателям усвоить даже самый сложный материал. Для этого мы используем не только традиционные методы преподавания, но и такие формы, которые раньше встречались только в западных университетах — например, метод case-studies (обучение, задействующее образное мышление студентов, аналитический разбор реальных ситуаций, фактов, примеров). Широко используются Интернет-технологии, тесты, групповые дискуссии и др.

— К числу дисциплин по выбору относится спецкурс «Теория лидерства». На каком материале он был разработан?
— Данный курс позволит выпускникам получить знания о самом феномене власти и понять явление лидерства в жизни общества в целом и отдельных социальных групп и организаций. Здесь представлены самые разные подходы к власти и лидерству — от «натуралистических» (находящих основания лидерства в биологическом поведении животных) до «поведенческих» (когда анализируются действия лидеров) и «ситуационных» (утверждающих, что различные обстоятельства требуют различных типов лидерства). При подготовке этого курса использовалась не только философская и социологическая литература (от М. Вебера до М. Фуко), но и разработки в области политологии (В. Парето, П. Лазерсфельд, Ж. Блондель и др.), теоретического менеджмента (Г. Минцберг, Р. Лайкерт, Ф. Фидлер и др.), психологии (Р. Мастерс, М. Чанс и др.) Важно, что курс дает не только теоретическое понимание типов, стилей, форм лидерства, но конкретные практические рекомендации по формированию эффективного лидерства, изменению стиля лидерства в той или иной организации.

— Формальные аспекты принятия решений — что под этим подразумевается?
— Знаете, в дореволюционной России логика была обязательным предметом во всех гимназиях. Сегодня же даже университетское образование не всегда предполагает знакомство с ней, что, на наш взгляд, вызывает множество затруднений, связанных с выражением своей позиции, мыслей, — идет ли речь о докладе, дискуссии или подготовке какого-то проекта. Мы ввели этот курс для того, чтобы, с одной стороны, познакомить студентов с основными системами традиционной и классической логики, с другой — привить им базовые навыки формализации при решении конкретных задач.

— Что из себя представляет спецсеминар на основе case-studies «Риски и их влияние на процессы принятия решений»?
— Принимая ответственное решение, мы всегда рискуем — это риск ущерба, потерь, непредвиденных последствий в отношениях с людьми, иногда — в экологической сфере и т. д. Существуют экономические, политические, техногенные, информационные и многие другие риски. Этот спецсеминар как раз и готовит студентов к тому, чтобы они могли оценить вероятность различных рисков, «просчитать» их последствия, предпринять определенные действия для сведения рисков к минимуму. По сути, это занятия по так называемому «риск-менеджменту», на которых слушатели магистратуры изучают различные виды рисков и их влияние на процессы принятия решений в разных сферах общественной жизни, осваивают различные методики оценки рисков на конкретных реальных примерах, ситуациях.

— Вот еще одна дисциплина, на которой мне бы хотелось акцентировать внимание — «Корпоративная культура и ее влияние на принятие решений». В чем оно все-таки выражается? И можем ли мы смело утверждать, что понятие корпоративной культуры уместно в случае с российской действительностью?
— Изучение корпоративной культуры мне представляется важной составляющей образования как будущих исследователей теории управления, так и людей, от чьих решений будет зависеть развитие той или иной организации.
Ведь очевидно, что любое значительное изменение в жизни организации невозможно без соответствующего изменения культуры, и наоборот: перемены в культуре отражаются на деятельности организации. Это обусловлено тем, что любая организация вне зависимости от ее размеров и сферы деятельности является не только технико-экономической, социальной, но и культурной системой, и трудности на пути реализации решений и новой стратегии развития в значительной степени связаны с уже сложившейся организационной культурой.
Так, в условиях, когда многие менеджеры жалуются на то, что их фирма достигла «плато продуктивности», исследования культуры организации как долгосрочного фактора успеха приобретают особую значимость. По данным Strategic Management Journal, эффективные технологии нематериального стимулирования позволяют в рамках того же фонда заработной платы увеличить производительность труда до 20% и сократить до минимума не запланированную руководством текучесть персонала.
В связи с этим, задачей предлагаемого спецкурса является знакомство студентов с феноменом корпоративной культуры, получение ими навыков ее диагностики, рассмотрение основных этапов культурного изменения. Кстати, в данном курсе предусмотрен раздел о национальных особенностях корпоративных культур, в том числе, о специфике российской деловой культуры.

— Имеются ли аналоги подобной программы, «Философия и методология принятия решений», в современном вузовском образовании в России?
— Да, в ряде российских вузов имеются программы по критическому и творческому мышлению (например, в Омском госуниверситете), существует проект «Peitho» («Пейто») международного Института социального и психологического здоровья, созданный специалистами Украины и России, во всех российских бизнес-школах, на факультетах государственного управления университетов, в Финансовой академии при Правительстве РФ, Нижегородском госуниверситете есть курс по принятию решений. Тем не менее, наша программа ближе к западным аналогам (например, тем программам, что предлагаются в Кембриджском университете). В этом смысле мы не боимся конкуренции. К тому же наша программа — авторская, поэтому разговор об аналогах может носить лишь условный характер.

— Что вы считаете преимуществом системы российского высшего образования в настоящее время?
— У программ МГУ есть немаловажное преимущество: западные школы ориентированы на международный бизнес, международную среду, их выпускники плохо представляют себе специфику нашей действительности. Отечественное же образование изначально нацелено на подготовку к ведению дел в России.
В остальном же — мы не проигрываем другим странам не только в профессиональной подготовке кадров, но и по другим параметрам. Философский факультет сейчас не уступает по своему техническому оснащению ведущим университетам Запада. Интерактивные доски, оборудование для компьютерных презентаций и видеоконференций, электронная библиотека — все у нас есть. Надеемся, в следующем году переедем в новый корпус, тогда разрешится и самая больная проблема — нехватка аудиторий.

— Ольга Дмитриевна, вы имеете опыт преподавания за рубежом. Можете ли вы как-то сопоставить инновационные процессы в отечественных вузах и зарубежных?
— Я преподавала в американских университетах, которые действительно относительно быстро (насколько это вообще возможно в инерционной образовательной сфере) реагируют на изменения в обществе. Такой «отзывчивости» на новые социальные процессы у нас пока, увы, нет. К тому же, внедрение любых инноваций всегда требует немалых денег, соответствующего финансирования, а бюджеты наших университетов, даже самых больших, просто несопоставимы с бюджетами Гарварда, Йеля, Университета Джорджа Вашингтона. На этом фоне для меня остается загадкой, как лучшие российские университеты умудряются давать своим выпускникам такую хорошую подготовку. Удивительно, но это факт: традиции российского классического университета, подразумевающего фундаментальное образование, высоко ценятся и в США, и в Европе. Не сломает ли проводимая реформа эти традиции? Такие опасения есть, причем не только у нас, но и во многих европейских странах, тоже подписавших Болонское соглашение. Знаю, никакой Болонский процесс не грозит, слава Богу, ни Кембриджу, ни Оксфорду — зачем реформировать что-то, зная, что это приведет к снижению качества? Иногда бывает обидно, что такого отношения нет к традициям российского образования: оно всегда было конкурентоспособно, но вместо того, чтобы сделать ставку на развитие его лучших сторон, речь идет о «перестройке» нашего образования по гораздо менее качественному и апробированному образцу. Именно поэтому слово «инновация» не всегда радует: иногда под ним скрывают вполне деструктивные процессы разрушения образования в стране. Но я оптимист: надеюсь, что здравый смысл возьмет верх. Пока же — «каждый должен возделывать свой сад», как писал Вольтер, в моем случае — учить студентов. А по новой программе это будет еще интереснее делать.

Беседу вела Елена Терещенко

P. S. С содержанием учебного плана подготовки магистра по направлению «Философия и методология принятия решений» читатели «Московского университета» могут ознакомиться на сайте философского факультета в разделе «Национальный проект “Образование”» (www.philos.msu.ru).

13 Июля 2007 года


Разработка сайта - Alezar Design Studio




26.12.2007

Общественная экспертная комиссия осуществила проверку деятельности МГУ
имени М.В. Ломоносова по реализации инновационного проекта. Справка по
итогам работы комиссии

...подробнее »


05.12.2007

Состоялась встреча сотрудников Росэнергоатома с преподавателями и студентами магистратуры экономического факультета МГУ

...подробнее »


25.11.2007

В Редколлегии Международного научного журнала "Альтернативная энергетика и экология" состоялось Рабочее Совещание «О необходимости поддержки аспирантов России"

...подробнее »

Все новости