«Нанотехнологический бум». Жизнь ФНМ МГУ
Участие различных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова в нашумевшем инновационном образовательном проекте (ИОП) уже привело к разработке новых образовательных программ, повышению технической оснащенности, развитию исследовательской составляющей учебного процесса. Все это, конечно, прекрасно, а главное, красиво и убедительно звучит. Пожалуй, единственным факультетом МГУ, деятельность которого априори полностью «укладывается» в рамки инновационного проекта, является факультет наук о материалах. После же определения Президентом РФ нанотехнологий как одного из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники России, обсуждения вероятного проекта строительства соответствующего центра становится ясно, что у нас наступил «нанотехнологический бум».
В то же время нельзя не опасаться и возможной переоценки роли нанотехнологий, являющихся будто панацеей от всех «болезней». Преувеличена ли важность нанотехнологий или развитие данной области науки является закономерным запросом времени? Попробуем разобраться в этом с деканом ФНМ Юрием Дмитриевичем Третьяковым и зам. декана по учебной работе Евгением Алексеевичем Гудилиным, рассказавшими также о жизни факультета.
«МУ»: — Юрий Дмитриевич, говоря вашими словами: «ФНМ — уникальное для классических университетов России учебное заведение». В чем именно заключается уникальность факультета?
Ю.Д.: — Уникальность, в первую очередь, связана с междисциплинарностью. В классических университетах России факультетов, подобных ФНМ, не было, да и пока нет. ФНМ МГУ — единственный в своем роде. Если честно, мне хотелось бы, чтобы мы не были уникальными в этом смысле и появлялось бы все больше вузов, успешно реализующих наши образовательные подходы. Во-вторых, на факультет мы пытаемся отобрать лучших из лучших, имея ввиду всю Россию. Хотя мы принимаем на каждый курс только двадцать пять человек, людей, способных справиться с нашей программой, довольно трудно найти. Программа факультета очень сложна, потому что требует исключительно хорошего знания и математики, и физики, и химии. Учиться на факультете сложно. Не было еще ни одного курса, когда до финиша дошли все двадцать пять человек. Был год, когда выпуск составил лишь восемь человек. Хотя это было в период тяжелого времени для всей страны. Все, что происходит в обществе, как в зеркале, отражается на всех аспектах жизни человека, в том числе и на учебе студентов.
Еще одна важнейшая особенность факультета заключается в том, что научная работа является обязательной частью учебного плана, начиная с первого курса.
Есть несколько позиций, по которым ФНМ держит первенство в Московском университете: относительное число иногородних, число научных статей на «душу» студента, процент студентов, которые выигрывают в различных конкурсах. Я не знаю ни одного другого факультета (кроме, пожалуй, химического), который получил бы, к примеру, столько грантов поддержки талантливых студентов в конкурсе, который спонсировал благотворительный фонд О.В. Дерипаска.
«МУ»: — На ФНМ человек к защите диплома должен иметь определенное число публикаций?
Ю.Д.: — Такого правила у нас не записано, но нет практически ни одного студента, который при защите дипломной работы не представил бы собственные опубликованные материалы. Тем более мы всячески поощряем некое соперничество, сотрудничество студентов. К примеру, у нас существует система рейтинга. То есть преподаватели по определенной шкале выставляют отметки студентам не в конце семестра, а три-четыре раза за семестр. Далее эти баллы суммируются за все пять с половиной лет.
«МУ»: — На факультете довольно большой процент студентов из регионов.
Ю.Д.: — Да. Но так происходит не потому, что мы считаем нужным принять ребят из регионов и не принять москвичей. Даже наоборот. Сейчас мы стремимся сделать все возможное, чтобы увеличить долю москвичей среди студентов. Потому что за последние годы стоимость жилья в Москве сильно возросла. Следовательно, решить проблему жилья для иногороднего студента, пусть семь пядей у него во лбу, по окончании университета крайне сложно. Конечно, это не вполне честный прием. Однако не могу сказать, что мы не принимаем иногородних только потому, что он не из Москвы или ближайшего Подмосковья. Я и все мои помощники — не москвичи. Хотя бы поэтому мы не можем относиться к иногородним не объективно. Сейчас в связи с тем, что общежития привели в надлежащий вид, вложив огромные средства, иногородним стало немного легче жить и учиться. Кстати, с каждым годом среди студентов увеличивается процент девушек.
«МУ»: — Выделяются ли конкретные города, субъекты, «дающие» наибольшее число ваших студентов?
Ю.Д.: — Конечно, и это неслучайно. Когда еще существовала система соросовских грантов, существовали и Соросовские учителя. Мы в свое время завязали с этими учителями непосредственные контакты. К примеру, у нас немало студентов из Тихвина, Черноголовки, Тулы, Рязани, Обнинска.
«МУ»: — Расскажите о новом типе мультимедийных лекций, который вы реализуете.
Е.А.: — Два года назад данные лекции были представлены в формате компьютерных «презентаций». Затем мы начали делать серию видеофильмов. Сейчас работаем над созданием единого учебного видеокурса, который станет очень хорошим пособием и подспорьем студентам, а также тем, кто придет на факультетские программы дополнительного и дистанционного образования. К тому же курс, который был электронным, сейчас переводится в формат, в котором его можно будет просматривать с помощью любого DVD-плейера. Все это делается в рамках реализации проекта «Формирование системы инновационного образования в МГУ им. М.В. Ломоносова». Мы бы хотели сделать еще одну новаторскую вещь: создать на нашем сайте www.nanometer.ru раздел, где будут размещены учебные видеоклипы по нанотехнологиям.
Ю.Д.: — Нанотехнологии сейчас являются одним из безусловных приоритетов. Значительная часть студентов, аспирантов, сотрудников факультета связана с нанотехнологиями. Более того, ФНМ является чуть не единственным факультетом, не имеющим научных сотрудников. Вся научная работа у нас выполняется студентами и аспирантам под руководством, конечно, преподавателей.
«МУ»: — Так изначально сложилось?
Ю.Д.: — Когда факультет только возник, мы не имели собственного штата, приглашали людей с физфака, химфака. По мере того как факультет выпускал своих питомцев, штат разрастался. Тем не менее, сейчас в штате работают человек пятнадцать, еще тридцать пять человек мы привлекаем с других факультетов. Пока что не нужно отказываться от данной системы. К примеру, практикум по неорганической химии на химфаке создавался в течение 120 лет. На ФНМ мы никогда не сможем создать таковых условий для проведения практических занятий студентов.
«МУ»: — Факультет основан в судьбоносном 1991 году. Аналогичных программ в стране не было, люди не понимали, видимо, что такое науки о материалах, зачем они нужны.
Ю.Д.: — Да, было довольно сложно поначалу. У меня и моих коллег тогда было понимание, что таковой факультет обязательно нужно создавать. Наверное, 91-ый год оказался немного неудачным временем для создания факультета. Причем факультет создавался летом, первого сентября мы приступили к работе, а через три месяца не стало СССР. Конечно, к тому времени уже было много проблем у страны. Главная заключалась в том, что многие люди были вынуждены задумываться над тем, как заработать кусок хлеба. В той ситуации нужно было сделать все возможное, чтобы самые талантливые молодые люди не оказались заложниками необходимости добычи этого куска хлеба. Всегда и везде есть талантливые люди. Важно их отыскать и правильно образовывать.
Если честно, факультет не раз был на грани прекращения существования. Надо отдать должное ректору, который приходил на помощь в этих ситуациях, поддерживал нас. Правда, в последний раз порекомендовал зарабатывать больше денег самостоятельно.
Долго у нас не работала идея с попечительским советом, который заботился бы о трудоустройстве выпускников. Не знаю, насколько корректно проводить такую аналогию, но все член-корреспонденты РАН, которые были членами нашего попечительского совета, стали академиками. Позже я понял, что формировать попечительский совет нужно определенным образом. Туда должны входить ректор, президент Академии наук, нобелевские лауреаты, которые будут своеобразной приманкой для представителей бизнеса. Из нобелевских лауреатов мы смогли привлечь В.Л. Гинзбурга, Ж.И. Алферова. Сейчас же трудоустройство выпускников, их социальная защищенность являются важнейшими вопросами.
«МУ»: — На факультете реализуются программы переподготовки, повышения квалификации?
Ю.Д.: — Формально программа переподготовки существует. Фактически она еще не заработала. Потому что только сейчас люди начали получать деньги, которые они могут вкладывать в собственную переподготовку. В настоящее время нам поступили конкретные предложения от Томского и Тамбовского университетов. Думаю, в этом году работа по переподготовке развернется более масштабно.
«МУ»: — Студенты ФНМ очень творческие и увлеченные люди. Они даже по выходным работают в лабораториях.
Ю.Д.: — Кроме того, сейчас мы имеем много проектов, с помощью которых можем материально поддержать студентов. Раньше такого не было. Данные проекты — результат наших побед на различных конкурсах, по итогам которых мы получаем заказы на выполнение конкретных работ.
«МУ»: — Расскажите о сотрудничестве, партнерах ФНМ.
Ю.Д.: — Сотрудничество развивается в разных ракурсах. Во-первых, мы тесно сотрудничаем с российскими академическими институтами. Во-вторых, немало связей с зарубежными университетами. Летом 2006 г., к примеру, был подписан договор о сотрудничестве с химическим факультетом Университета Дуйсбурга-Эссена (UDE, Германия). В то же время подписано соглашение о сотрудничестве и о разработке плана совместных мероприятий на 2006–2007 гг. с российским ЗАО «НТЦ Бакор». Раз в два года, пользуясь немецкой поддержкой, мы направляем наших студентов на двухнедельный тур по университетам, научным учреждениям Германии.
«МУ»: — Как родилась идея создания «Нанометра»? Е.А.: — «Нанометр» задумывался как общероссийское средство общения ученых, исследователей, просто увлеченных и интересующихся нанотехнологиями людей. Особенно, когда стало ясно, что нанотехнологии будут возводиться на уровень государственной политики. При поддержке инновационного образовательного проекта МГУ мы создали Интернет-портал, которым очень многие, в частности различные СМИ, пользуются, черпая новую достоверную информацию в области нанотехнологических разработок. Через сайт «Нанометр» нам удалось провести I Всероссийскую Интернет-олимпиаду «Нанотехнологии — прорыв в будущее». МГУ успел это сделать первым, чем, несомненно, создал положительное общественное мнение и смог доказать, что его ученые и преподаватели успешно работают в перспективном направлении наноматериалов и нанотехнологий. Очевидно, что такие мероприятия имеют чрезвычайно важное значение для всего университета в целом. Стоит сказать и о «Наноазбуке», книге, над которой трудились многие наши коллеги. Ее «нулевой» вариант появился уже 14 июня и был роздан членам Российской академии наук — участникам семинара секции наук о материалах по вопросу развития нанотехнологий. Планируется, что конечный вариант позволит многим — от школьников до членов Правительства Российской Федерации — лучше разобраться, что же такое есть на самом деле нанотехнологии. «Наноазбука» создана при поддержке инновационного образовательного проекта МГУ.
«МУ»: — В рамках инновационного проекта происходит обновление или пополнение оборудования?
Ю.Д.: — Собственно, это основная часть проекта, точнее, основное вложение средств, которые мы получаем от университета. К сожалению, в рамках инновационного проекта очень много времени уходит на оформление самых разных бумаг. Создается некая иерархически-бюрократическая машина, которая абсолютно не интересуется сутью дела, смысл функционирования которой заключен в размножении бумаг. Но это не самое страшное. К примеру, когда создавался инновационный университет, то идеи «Наноазбуки», Интернет-олимпиады не было. А чиновникам кажется, что раз этого не было, значит, и не должно быть. Для нас же возникновение новых интересных идей является смыслом жизни. Не должна же сама идея инновационного университета сводиться к написанию разных бумаг!
«МУ»: — Получается, вся деятельность вашего факультета укладывается в рамки инновационного проекта.
Ю.Д.: — Это да. Но мы-то возникли раньше этого проекта. Хотя если бы нашей программы и не было, она была бы создана уже в рамках данного проекта. Правда, при таком условии эффективная работа факультета началась бы еще нескоро.
«МУ»: — Сейчас все громче говорят о нанотехнологиях и наноматериалах. Возникает ощущение, что это является своего рода лекарством от всех болезней. Не преувеличена ли роль «нанотехнологического бума»?
Ю.Д.: — Трудно сказать… В любом случае каждый человек должен понять, что лет через 15–20 мир кардинально переменится именно благодаря нанотехнологиям. Хотим мы этого или нет, будем ли мы это развивать в России или не будем. Если мы не станем активными участниками данного процесса, то все равно каждый гражданин нашего государства будет потребителем нанопродукции. Уже в огромных масштабах выпускаются различные кремы и т. д. Все это лишь начало. Сейчас уже никто практически не может жить без мобильного телефона, Интернета. Так же через некоторое время человек не сможет жить без нанопродуктов. Средства на развитие нанотехнологий нужно тратить. Но их необходимо тратить с умом, чтобы они попадали в руки ученых, а не чиновников.
«МУ»: — В последнее время в МГУ открылось немало корпоративных факультетов. Действительно ли они нужны?
Ю.Д.: — Затрудняюсь ответить. Но думаю, это неплохая модель, которую надо опробовать в структуре университета. Может быть, надо было сначала создать ограниченное число таких факультетов и посмотреть, что из этого получается. К тому же приход бизнеса в образовательный сектор влияет как на престиж университета, так и на его внутреннюю жизнь. Ведь университету тоже нужно выживать и развиваться, для чего необходимо искать новые пути и контакты.
«МУ»: — Что бы хотели пожелать факультету, студентам?
Ю.Д.: — Факультету — успешного продвижения вперед, реализации всех намеченных планов. Студентам — добросовестно относиться к собственной научной деятельности.
Исследования в области наноматериалов, нанотехнологий становятся своеобразным кредо начала третьего тысячелетия. Если Россия будет оставаться в стороне от «нанотехнологического бума» современности, то догнать, а тем более обойти другие страны в данной области совсем скоро станет просто невозможно. Неслучайно бытует мнение, что, ограничивая себя лишь одним полем боя, мы рискуем остаться беззащитными на другом.
В таком контексте удивляет дальновидность академика Ю.Д. Третьякова, основавшего еще в далекие девяностые факультет наук о материалах, деятельность которого похожа на путь через тернии к звездам. Что касается новых интересных идей, то стоит пожелать, видимо, огромного терпения и сил в их реализации.
Беседу вела Надежда Пупышева
"Газета «Московский университет» № 22" 13 Июля 2007 года
|